Дрезден, часть вторая

23-24 июля 2016г.

Продолжаю рассказ о Дрездене - крупном центре искусства и культуры, одном из самых посещаемых городов Германии, именуемом в немецкой литературе «Флоренцией на Эльбе».

Дрезден начал расцветать при правлении Саксонского курфюрста Августа Сильного благодаря его любви к искусству. В историческом центре города куда не кинься - он везде «приложил руку» (энтузиазм, средства). Шикарный Цвингер (Zwinger) - как раз его самое яркое детище.

Не знаю как в те времена, но сейчас дворцовый ансамбль Цвингер - то место в Дрездене, которое больше всего производит впечатление красотой архитектуры (Версаль я пока не посещала:), а также своими уникальными тремя музеям, расположенным внутри павильонов и галерей - Собрание фарфора, Художественная галерея Старых мастеров и Физико-математический салон. Все три музея располагают богатейшими и значительными тематическими коллекциями в мире.


Как написано в проспекте к входному билету «Цвингер - одно из великолепнейших архитектурных творений эпохи барокко в Германии».
Название строения связано с первоначальной функцией Цвингера (с нем. «опоясывающая крепость») как фортификационного сооружения, расположенного перед кольцом городских укреплений. 
С архитектурной точки зрения дворцовый комплекс "Цвингер" представляет собой прямоугольный двор, окруженный шестью двухэтажными павильонами и соединяющими их одноэтажными галереями. По периметру комплекса на верхних галереях можно прогуляться и оценить красоту строения с высоты.
Двор Цвингера украшен фонтанами и газонами, а павильоны и галереи -  многочисленными статуями, вазами, балюстрадами.
Активное строительство комплекса из песчаника велось с 1710  до 1719 по указу Августа Сильного. В подражании Людовику XIV Август Сильный стремился пышностью своего двора если не превзойти, то во всяком случае не уступить по уровню дворцовой архитектуре французского Версаля. 
После смерти Августа Сильного в 1733 году дворцовый комплекс остался незавершенным  из-за нехватки средств, тогда  Цвингер еще был П-образной формы и двор со стороны, обращенной к Эльбе,  оставался открытым до 1855 года, когда было достроено замыкающее крыло Галереи Старых мастеров.

Дрезденская картинная галерея или Галерея Старых мастеров (Alte Meister) наибольшего своего апогея как коллекция достигла в 18 веке при правлении Августа Сильного и его сына Фридриха Августа II. Эти два курфюрста скупали картины через дипломатов, торговцев, художников и ученых. В 1754 году была приобретена всемирно известная картина  Рафаэля "Сикстинская мадонна"
Рафаэль, 1512/13г. Сикстинская Мадонна
Открылась галерея в 1854 году, и с того же времени стала славиться как одна из богатейших в мире. Ведь здесь хранятся полотна таких мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Дюрер и многих других асов живописи.
Ботичелли
Я не ценитель старинных картин, но некую торжественность момента сложно отрицать: ведь действительно необычно -  созерцать такое количество шедевров выдающихся художников средневековья сосредоточенных в одном месте. 
Тициан
Дюрер
Каналетто
В феврале 1945, художественная галерея, как и весь Дрезден, подверглась жестокой бомбардировке, пострадали многие экспонаты, а некоторые превратились в пыль. Но основная часть коллекции была заблаговременно вывезена из города, благодаря чему и сохранилась для потомков. Сейчас большую часть коллекции можно увидеть в восстановленном здании галереи, а также в Галерее Новых мастеров, в которой преобладают работы европейских мастеров уже 19-20 веков.

Собрание фарфора (Porzellansammlung- самая большая коллекция керамики особого рода в мире. 
История и этого собрания связана с именем Августа Сильного, который свою страсть к коллекционированию фарфоровых изделий называл «фарфоровой болезнью». В 1733 году, к концу жизни саксонского курфюрста и короля Польши, коллекция насчитывала около 35000 изделий, привезенных из Азии, а также созданных в соседнем с Дрезденом  Мейсене, где по его поручению была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура. Сегодняшняя коллекция насчитывает 20000 объектов, около 2000 экспонатов представлены в музее.

Очень красивые и изысканные изделия, глаз не оторвать от разнообразия форм и росписей. В музее, как по мне, можно провести долгое время, всматриваясь в потрясающие детали произведений фарфорового искусства. Действительно, фарфор - "белое золото".



Центральными экспонатами являются произведения эпохи династии Мин, фарфор периода правления китайского императора Канси (1662–1722), японский фарфор имари и какиэмон 17 и 18 веков. 


Музей славится также богатейшей в мире коллекцией раннего мейсенского фарфора. Среди известных музейных экспонатов – высокие китайские «драгунские» вазы 17 и 18 веков, работы мейсенских мастеров. 
Уникальная работа мастеров венсенской (пригород Парижа) мануфактуры 1749 года представляет собой фарфоровый букет высотой 115 см. Изначально он состоял из 470 фарфоровых цветов и выполненных из металла стеблей и листьев, схожих по своей форме, хрупкости и колористике с натуральными.
Физико-математический салон. Основан опять же при Августе Сильном. Здесь представлены испытанные веками способы измерения мира: уникальные глобусы, старинные часы, разные научные инструменты - мало того, что функциональные, так еще и красивые.

Астрономические часы, 16 век

Устройство сжигания (выжигания), 17 век
Зеркальный телескоп Грегори, 18 век
Хофкирхе или Собор святой Троицы (Hofkirche) — кафедральный собор епархии Дрезден-Мейсен и приходская церковь в стиле барокко, одна из главных достопримечательностей Дрездена.  

Была построена по заказу Фридриха Августа II, сына Августа Сильного, и его супруги  в 1739-1754 годах. Как бывшая придворная церковь связана проходом с Дворцом-Резиденцией саксонских правителей и находится на набережной Эльбы. Её балюстраду украшают 78 трехметровых фигур святых и апостолов, а в крипте находится усыпальница 49 саксонских монархов, а также сердце (в медной капсуле) курфюрста Августа Сильного (тело же его захоронено в Польше, поскольку он являлся еще и королем этого государства). 

Католическая Хофкирхе строилась практически одновременно с протестантской церковью Фрауэнкирхе, находящейся неподалеку от нее.
.
Фрауэнкирхе - символ Дрездена и один из красивейших соборов Германии.

Вид на Террасу Брюля и церковь Фрауэнкирхе с противоположного берега Эльбы.
Фрауэнкирхе (Frauenkirche«церковь Богородицы») —  главная лютеранская церковь города и самая большая протестантская церковь Германии - 91 метр, сооружена в стиле барокко.
На этом месте с 11 века всегда существовали храмы, которые перестраивались или отстраивались заново.  А в 1726-1743 годах по указанию Августа Сильного было создано монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным куполом.
Так и украшала Фрауэнкирхе  Дрезден два столетия, пока не была  разбита полностью во время англо-американской бомбардировки города в феврале 1945 года.  
После войны власти ГДР, в том числе из-за недостатка финансовых средств, приняли решение не восстанавливать церковь, а оставить все как есть, как напоминание потомкам о трагических военных событиях. При том, что весь разрушенный исторический центр Дрездена кропотливо начали восстанавливать, руины Фрауэнкирхе почти 60 лет находились в неизменном состоянии, а зажженные вокруг свечи служили памятью о тысячах погибших горожан.
И только  после объединения Германии в 1990 году было принято решение воссоздать церковь не только по историческим чертежам, но и с использованием всего оригинального материала, по методу "археологической реконструкции". Каждый уцелевший камень, фрагменты, осколки были архивированы и по возможности применены в строительстве-восстановлении здания собора, которое продолжалось с 1996 по 2005 год в основном за счет пожертвований, в том числе меценатов государств, участвовавших в бомбежке Дрездена - Великобритании и США. Таким образом, церковь Фрауэнкирхе спустя десятилетия как бы сменила статус памятника жертвам войны на символ примирения.
Хотя 90% материалов были новыми, что видно по светлому цвету камня, "но ведь рано или поздно, все камни, и новые и старые, примут одинаковый цвет  как и раны  города тоже когда-нибудь заживут".

На куполе церкви находится смотровая площадка, откуда можно созерцать старый и новый Дрезден, а также его окрестности.



Дезденская государственная опера или Оперный театр Земпера (Semperoper) - один из известнейших оперных театров Германии расположен в историческом центре Дрездена на Театральной площади (Theaterplatz) и назван по имени его архитектора Готфрида Земпера (19 век). Оперный театр также был практически полностью разрушен во время войны, но отстроен по найденым в Вене чертежам первоначального оригинального проекта Земпера (на момент фото реставрируют вход в здание).

Холерный фонтан (Cholerabrunnen), 1846 год
В Европе встречала так называемые Чумные столбы (колонны), которые строили  в стиле барокко по заказу оставшихся в живых местных жителей в память об избавлении (окончании) от мора во время эпидемий. Этот же Холерный столб, а еще и с функцией фонтана выполнен в готическом стиле в форме шпиля церкви.  В высоту он 15 метров и имеет 40 водяных струй. Автором проекта фонтана является тот же Готфрид Земпер, спроектировавший здания Дрезденской оперы и картинной Галереи в Цвингере.
Другое название сооружения "Фонтан благодарности": Дрезден чудесным образом обошла эпидемия холеры,  бушевавшая в 1841–1842 годах в Саксонии.
Прогуливаясь по старому Дрездену возле Дворца-Резиденции набрели на съемочную площадку будущего кинофильма или телесериала. Необычно:). Декорации и актеры соответствовали околовоенному периоду.




Уже покидая Дрезден, заехали в одно известное заведение, которое находится в стороне от исторического центра города, но стоит того, чтобы взглянуть на потрясающий декор внутреннего пространства.

Молочная лавка Пфунда (Pfunds Molkerei) - раскрученный и в связи с этим многолюдный маленький магазинчик, уникальный своим старинным оформлением. Согласно Книге рекордов Гиннесса признан самым красивым молочным магазином в мире

История происхождения Молочного магазина Пфунда началась в 1879 году когда местный крестьянин Пауль Густав Пфунд решил открыть магазин по продаже свежайшего молока. Магазин был открыт в 1891 году и на то время он был необычен своей концепцией по производству экологически чистой молочной продукции: все желающие могли увидеть процесс ручной дойки и продукты покупались буквально из-под коровы - ведь в помещении магазина находилось несколько буренок, которых регулярно доили сотрудницы.
Со временем в магазине стали продавать кроме молока еще и молочное мыло, детские смеси, а также сгущенное молоко - Пфунд стал первым его производителем в Германии благодаря избыточному производству молока. Сначала магазин продавал ежедневно около 150 литров молока, а в 1930-х годах в нём перерабатывалось и продавалось уже 60 000 литров молочных продуктов. 

Снаружи невзрачный, но внутри магазин облицован красивой плиткой ручной работы в стиле неоренессанса, которая была изготовлена фирмой Villeroy & Boch в сотрудничестве с дрезденскими художниками. 
Лавка Пфунда пережила бомбежки Дрездена и сегодня здесь продают молочные продукты, в основном сыры, красивую сувенирную продукцию, некоторые домашние заготовки. Также проходят различные дегустации - мы отведали отличнейшего кефира:) и купили несколько видов сыра. Фотографировать в магазине запрещено, но как можно удержаться, чтоб не сделать хотя бы несколько кадров в таком необычном интерьере. Тем более необычном, что это просто молочный магазин, хотя и со столетней историей, а такой декор был бы более уместен в какой-нибудь дворцовой палате.

Таким мы увидели Дрезден  живописно расположившийся в долине реки Эльба, называемый "немецкой Флоренцией", культурный центр Германии с красивой архитектурой и бесценными коллекциями произведений искусства мирового значения. Нам понравился:).
Посещая Дрезден, можно также проведать и замечательные окрестности: городок Мейсен - родину европейского фарфора, замок Морицбург - охотничью резиденцию саксонских курфюрстов, который послужил декорацией к известному старому фильму-сказке "Три орешка для Золушки", Ратен - симпатичный курорт и Пильнитц - крупнейший дворцовый комплекс Европы в китайском стиле. 
Мы же направились в живописный природный заповедник "Саксонская Швейцария", чтобы полюбоваться скалами Бастай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий